Искусство древней Индии представили в Москве. Индийский театр «Кутиаттам», признанный ЮНЕСКО в 2001 году памятником мировой культуры, – единственный театр современной Индии, который напрямую восходит к санскритской драме. На протяжении столетий эти ритуальные представления давались только в храмах, во время религиозных праздников. Сегодня хранители древней традиции переносят её и в светский мир, продолжая рассказ о вечной борьбе света и тьмы. Рассказывают «Новости культуры».
Подготовка к спектаклю – действие такое же сложное, как и сам спектакль. Маскообразный грим создается в течение 6 часов. Каждый цвет соответствует характерным чертам персонажа. Героиня Синдху Каламандалам в красном, она – демоница. Ее костюм один из сложнейших. Свой головной убор актриса окропляет святой водой из Ганга. В тот момент, когда Синдху надевает корону, она дает обет молчания - на время спектакля. Это интервью – исключение.
«Мой образ никогда не меняется. Всегда остается тем же самым. Бывает, что приходится что то изменить – это может быть только грим. И то единственное, что могут сделать – это добавить какую-нибудь точку», - говорит актриса Синдху Каламандалан (Индия).
Костюм Марги Рамана Чакьяра весит 8 килограммов. Без короны. Зеленый грим дает понять, что его персонаж – несет добро. Чтобы играть кути – аттам, актер учился 15 лет. Ежедневно – по 15 часов. Без каникул и выходных.
«Этот театр на санскрите – уже традиционное искусство, наработанное веками. Я родился в такой семье, где санскрит изучали поколениями. Но даже в Индии сейчас не все понимают этот древний язык. Поэтому свои песнопения мы дополняем мимикой и жестами», - объясняет актер Марги Рамана Чакьяра(Индия).
Спектакль начинается со звуков барабанов. Они как бы пробуждают вселенную и задают ритм действию. Под головными уборами у актеров – ритуальные повязки, означающие, что пока идет действие, они принадлежат богу. Что бы ни случилось, не имеют права остановить спектакль.
В основе сюжета всегда – истории о Кришне. Сам спектакль – импровизация. Его действие может растянуться на полгода. Но обычно ограничивается сорок одним днем. Каждый вечер зрителя ждет продолжение. Это двухчасовое представление – лишь маленький эпизод пьесы, Каждый жест – это буква, каждый танец – слово.
«У искусства нет преград. И неважно, где они выступают – в храме, или на концертной площадке в России. В любом случае они показывают свое умение, грандиозность искусства, и это будет, в первую очередь, очень хороший новый опыт», - уверен представитель посольства Республики Индия в России Мадхумита Хазарика Бхагат.
Еще недавно главными зрителями кути - аттама были брахманы – представители высшей индийской касты. А местом представления был храм. Сегодня список площадок для священного действия пополнился. Но до сих пор так называемые театралы приходят на эти спектакли с определенной целью – перенестись из реального времени в вечность.