На санскрите его называют ашваттха, на хинди пипал, на латинском Ficus religiosa - священный фикус. Принадлежит к семейству Тутовых (Moraceae). Как только его семена прорастают, в поисках питательных веществ корни глубоко проникают в лоно Матери-Земли и жадно впитывают ее силу. Жажда жизни так велика, что его не останавливают ни камни, ни стены, ни другие преграды.
Пипал — дерево с раскидистой высокой кроной и мощной корневой системой. Оно как бы упирается в небо и крепко сидит в земле. Это убежище для множества птиц, насекомых и мелких животных. Его кора светло-серая, гладкая. Созревшие плоды фиолетового цвета. Лист имеет сердцевидную форму с заостренным удлиненным концом. Шелест его листьев поэты сравнивают с мелодией флейты или ви́ны, призывающей путника укрыться в тенистой прохладе и свежести. А ранним утром фикус испускает химическое вещество серотонин - гармон счастья.
Внешняя сила и мощь этого дерева, стойкость, долголетие и химические способности породили великое множество легенд и верований, появился культ поклонения ему.
Среди находок индской цивилизации в Мохенджо-Даро (около 3000 - 1700гг. до н.э.) есть табличка с изображением пипал. Во время ведического периода его древесину использовали для получения огня трением.
В более близких к нашему времени Упанишадах плод пипал приводится как пример для объяснения разницы между телом и душой: тело - словно плод, который, будучи снаружи, чувствует и наслаждается происходящим, а душа подобно его семени, находясь внутри, свидетельствует об этом.
До сих пор в Индии пипал считается священным деревом.
Для буддистов пипал стал священным потому, что Будда, как полагают, достиг просветления под ним. Дерево стало именоваться Бодхи или "деревом просветления". Бесчисленные индийские легенды рассказывают о мудрецах, которые медитировали под этим деревом, и мысли их просветились.
В индуизме есть великое множество порой противоречивых обоснований, почему следует почитать пипал. Например, некоторые считают пипал олицетворением Тримурти, корни - это Брахма, ствол - Вишну, листья - Шива. Говорят, что под этим деревом боги совещаются. В Сканда Пуране пипал называется символом Вишну, потому что он был рожден под этим деревом. Брахма Пурана и Падма Пурана повествуют, что однажды, когда демоны одержали победу над богами, Вишну спрятался в пипал. Именно поэтому, индуисты почитают пипал, поклоняясь Вишну, без необходимости иметь его изображение или идти в храм. Кришна олицетворяется с деревом в Бхагавад-Гите, когда говорит: "Среди деревьев, я ашваттха".
Чаще всего пипал встречается при храмах Шани и Ханумана. В Рамаяне сказано, что Хануман нашел страдающую Ситу, укрывшуюся среди ветвей священного фикуса. С тех пор пипал занял особое место в душе Ханумана. О Шани сохранилась любопытная история, которая по сей день проявляется в быту - особо опасливые люди не касаются дерева в любой день кроме субботы. Этому имеется следующее объяснение. В Брахма Пуране говорится, что некогда два демона Ашваттха и Пипала задумали погубить людей. Ашваттха принял образ дерева пипал, а Пипала - образ брамина (жреца). Поддельный брамин советовал проходящим людям коснуться "священного дерева", но как только люди дотрагивались до него, второй демон сразу же убивал их. Позже властитель субботы Шани (Сатурн) уничтожил этих демонов. Так что теперь считается безопасным касаться дерева именно по субботам. Однако пипал также используют, чтобы прогнать Шани прочь.
Субботнее почитание пипал, особенно в месяце Шравана, еще объясняется тем, что Лакшми сидит под деревом в этот день. Её сын слоноголовый Ганеша символически изображается листьями пипал, как "экологически дружественный". Сканда Пурана советует, если кто не имеет сына, пипал может заменить его, пока дерево живет, фамильное древо будет продолжаться. Часто беременные женщины приходят к священному фикусу с надеждой родить мальчика, что в итоге получится, один Бог знает, но женщины чувствуют себя лучше из-за обилия наполняющего крону кислорода. Индианки медленно обходят дерево по кругу, повязывая красную нить или ткань вокруг ствола и ветвей, просят у дерева благословения на рождение сына, детей, а кто-то чтобы получить желаемую вещь или мужа.
В былые времена повторные браки были запрещены. Девочек, в гороскопе которых прогнозировалось вдовство, и юных вдов выдавали "замуж" за дерево пипал для улучшения кармы, и только потом позволяли вступать в новый брак.
Индусы верят, что любой человек поливающий дерево зарабатывает хорошую карму для своего потомства, смывает все горести и болезни. Поклоняясь пипал они как бы убегают от заразных болезней и врагов. В Бенгалии пипал называют Васудева, поливают его в месяце vaishakh или в особо трудные времена. В Тамилнаду пипал и ним высаживают так близко друг к другу, чтобы во время роста они крепко переплелись. Внизу ставят идола змеи Нага. Ранним утром после омовения женщины обходят эти деревья в ожидании богатства.
До сих пор живет традиция высаживать священный фикус с восточной стороны дома или храма. После 8-11-12 лет для дерева проводится церемония "упанаяна" - вокруг дерева строится круглая платформа и проводятся обряды с именами Нараяны, Васудевы, Рукмини, Сатьябхамы. А когда все ритуалы упанаяны завершены, дерево вступает в брак с базиликом (Tulsi) или баньяном (в Бенгалии).
В индийских селениях под деревом пипал устанавливались местные божества, здесь же проходили деревенские советы - панчаяты.
Как видите, множество разных божеств живет в священном фикусе и нет, пожалуй, в Индии другого настолько популярного дерева.
Пипал широко используется в Аюрведе. Из его коры получают танины. Листья разогретые в топленом масле гхи используют для лечения ран кожи. В современной Индии в гомеопатии применяют настойку из сока свежих листьев - Ashwathya.
С давних времен в Индии листья пипал использовались вместо бумаги, на них писали письма и рисовали.
Живопись на листьях пипал является одной из старейших форм искусства, которая демонстрирует изобретательность и терпение художников. Сердцеобразная форма высушенного листа с тонким игловидным концом служит прекрасным основанием для изысканных миниатюр и простых сюжетов. Это тонкое искусство во всех отношениях.
Роспись листа пипал, начало 20 века, собрание The Peabody Essex Museum.
В настоящее время лишь немногие художники по-настоящему владеют искусством росписи на листьях пипал. Но много тех, кто учится, а также использует листья священного фикуса для изготовления открыток, настенных украшений, закладок, подарочных изделий и т.д. Форма листьев пипал стала образом для изготовления украшений и различных предметов быта. На высушенных листьях пипал современные художники делают различные росписи.
Пипал продолжает вдохновлять современных индийцев как пример жизненной стойкости, живучести и природной гениальности.