Главная » 2012»Октябрь»12 » Архимандрит АНДРОНИК (Елпидинский), ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ В ИНДИИ
22:41
Архимандрит АНДРОНИК (Елпидинский), ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ В ИНДИИ
VI. ПРАВОСЛАВНАЯ СИРИЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ - часть 2 (ДА ОРТОДОКС СИРИАН ЧЕРЧ ОФ ДА ИСТ)
Богослужения Сирийской Церкви Богослужение Сирийской Церкви - это то, с чем мне особенно много приходилось иметь дела. Вступив на путь единения с этой Церковью, я старался быть ближе к ней, особенно в том, что касалось церкви, молитвы и христианства вообще. Сирийцы на меня смотрели, как на своего, как на священника дружественной Церкви. Во время праздничных и более торжественных богослужений меня всегда братски приглашали в алтарь вместе с их духовенством. Они любили, когда я бывал в черной рясе и клобуке, но еще больше - в мантии и митре. Все больше наблюдая и знакомясь с ними, я рад был узнать, что при довольно большой внешней разнице с нами, удивительно хорошо сохранилось от апостольской Церкви главное в области таинств и богослужения. В основе богослужения - 7 таинств. Центральное из них - Евхаристия - по своей литургической структуре, продолжительности, благоговению, с которым оно совершается, по торжественности - сходно с нашим. Обычные темы проповедей и на литургии и на религиозных собраниях - о святости храма, бесценности дара единения с нами Христа в таинстве Евхаристии, о важности других таинств, о молитве, и, конечно, о христианской жизни. Скромной архитектуры, здешние храмы редко строятся, как у нас, для красоты и освящения места церквами и престолами разных праздников и святых. Хотя сирийские храмы тоже посвящаются праздникам Божией Матери и святым, но, обычно, строятся только для действительной нужды, для церковной молитвы. Церковь для здешних христиан, прежде всего, - Дом Божий, Дом Молитвы. Если есть где-либо по близости два храма, то второй выстроен лишь потому, что первый стал мал для растущего количества богомольцев. Живя оторванной группой и не имея постоянного священника, сирийские христиане все же строят скромную небольшую церковь, чтобы иметь богослужение, если не через воскресенье, то хотя бы один раз в месяц. При большом количестве разных вероисповеданий на юге Индии христиане живут, обычно, вперемежку с иноверцами, и все они стараются иметь свои церковки и молитвенные дома. Путешествуя, я мог видеть на холмах и горах много церквей разных вероисповеданий. В будни приходские храмы открыты только для исполнения треб или заказных литургий, но в резиденциях епископов и в будние дни приходилось бывать на утренних молитвах, часах, вечерних молитвах и других богослужениях.
1. ВЕЧЕРНЯ Праздники и воскресенья начинаются накануне вечерней, утреня же служится утром на следующий день. Вечерни бывают многолюдные и торжественные, но духовенство с диаконами, обязательно в черном одеянии, без епитрахилей и фелоней почти все время остается у стола перед царскими вратами. Только для чтения Евангелия епископ или священник поднимается в алтарь, одевает епитрахиль и на аналое читает лицом к народу, причем свечи ставятся тут же на аналое или держатся по сторонам читающего. Вечерня продолжается около часа. Благодаря тому, что она состоит главным образом из пения, то проходит оживленно и с подъемом, даже для меня, не понимающего ее содержания; этому же способствует и живость церковных напевов. Очень важный фактор, оживляющий богослужения, привлекающий людей в церковь, это - всеобщее пение. Бывают и сольное пение и песнопения, поющиеся небольшой группой по книгам. Знакомые песнопения поют все молящиеся, некоторые же - только духовенство или только мужчины, или же только женщины. Вечерня начинается с заходом солнца, который на экваторе всегда бывают около 6 часов вечера, и кончается уже в темноте, после коротких тропических сумерек. Церковный день, как и у нас, начинается с вечера. Желая освятить вечер и часть ночи, вместо нашей длинной всенощной, когда бывает празднество и стекается много народа, после вечерни обычно устраивается собрание с религиозными докладами и пением. Поздно ночью, проходя мимо хижин христиан, можно слышать громкое пение усердного богомольца. Для духовенства, готовящегося к совершению литургии, есть особое добавочное правило на полчаса. Утром, перед причастием запрещается есть и пить.
2. УТРЕНЯ Утреня немного продолжительнее вечерни и тоже состоит большею частью из пения. Местами, где есть нужда и приход разбросан, утреня начинается позже, чтобы дать возможность богомольцам успеть прибыть к богослужению и не выходить в ночной темноте. Начинать позже - это значит иногда служить литургию при начавшейся дневной жаре и расходиться по домам под горячими лучами полуденного солнца. Утреня, как и вечерня, служится перед столом на середине церкви и опять только для чтения Евангелия епископ или священник входит в алтарь, одевая епитрахиль.
3. ЛИТУРГИЯ Если не бывает перерыва между утреней и литургией, то уже в конце утрени, епископ или священник, делая поклон народу, идет в алтарь, при закрытой завесе облачается и совершает проскомидию. Если проскомидия не закончена вместе с утреней, диакон читает народу что-нибудь из Ветхого Завета или же поются песнопения. Во время чтения диакона народ сидит на полу. Есть какое-то сходство сирийских богослужений, особенно литургии, с нашими. К началу службы, церкви обычно бывают полны народа, чувствуется какая-то полнота напряженности, ожидание горнего. Но вот в алтаре начинается сначала неторопливое, протяжное пение, постепенно сменяющееся более энергичным, это значит, что сейчас начнется литургия. Во время этого пения отодвигается завеса и перед молящимися открывается алтарь со всеми горящими на престоле свечами. Епископ или священник в полном облачении, среди двух свещеносцев, густыми клубами кадит, обходя сначала престол, потом алтарь и молящихся. В это время раздается трезвон колоколов и в алтаре энергично звенят ручные колокольчики (обычай, перенятый у католиков). Если служба особенно торжественная и совершается на трех престолах, то последние тоже одновременно открываются, и духовенство, служащее на них, кадит свои престолы и богомольцев; там же звонят колокольчики. Во время литургии все прислуживающие в алтаре - а их бывает до десяти - одеты в белые длинные одежды, иподиаконы с орарями, скрещенными на груди и спине, а полные диакона с орарями, висящими на плече. Служение на трех престолах одновременно, есть второе, после колокольчиков, заимствование у католиков, сильно бросающееся в глаза. Следующая особенность - служение на одном престоле только одним епископом или священником. Престолы строятся близко к восточной стене алтаря, часто стенами сеней закрыты с боков, так что стоять по сторонам престола неудобно и здесь нет сослужащих священников, стоящих в полном облачении по сторонам престола, как история рассказывает о совершении литургии Св. Василием Великим с длинными рядами сослужащего духовенства. Особенно это бросается в глаза при епископском служении. В обычные дни и сам католикос и другие епископы просто проходят в алтарь и облачаются там при закрытой завесе. В более торжественные дни - католикоса со славою сопровождают от его комнаты до церкви и с еще большей славою провожают из церкви домой. Правда, при епископском торжественном служении в алтаре всегда бывают священники и диаконы, но священники поверх черной рясы одевают только епитрахиль и не участвуют в богослужении, а лишь поют и временами стоят со свечами, как и прислуживающие в алтаре. Торжественность, когда в алтаре больше народа, несомненно достигается, но жаль, что нарушается заповедь Спасителя: "Приимите идите... пиите от нея вси", ибо обычно служит и причащается только один священник, другие же только присутствуют при этом. Пол ное использование благодатности литургии - это единение с Господом и друг с другом через причащение Св. Тайн не только всех священнослужителей в алтаре, но и всех молящихся в церкви. Нужно сожалеть о всяком ограничении использования этого бесценного дара. Орлецов, полагаемых под ноги епископов, нет. Роль полных диаконов, иподиаконов и даже низших прислужников, для меня, непосвященного в тонкости их обязанностей, представляется одинаковой. Могут быть различные мнения об уместности при молитве и совершении таинств громоподобных возглашений наших русских диаконов - басов и захватывающего художественностью, величественностью и разнообразием пения хоров; у христиан же южной Индии ничего этого нет. Много раз присутствуя на их литургии и читая .ее в английском переводе, я мог заметить, что таких ектений, как у нас, у них нет. Более продолжительные и разнообразные молитвы священника у них чередуются с ответными, тоже продолжительными и разнообразными, песнопениями молящихся. Молитвы эти носят характер простоты. Это почти все просьбы детей, обращенные к Небесному Отцу, о своих нуждах. Службы их, как и наши, начинаются славословием Отца и Сына и Св. Духа и таким же славословием кончаются. Среди русских иногда приходится слышать жалобы на продолжительность службы и на скучность повторений. Хочется сказать несколько слов в защиту наших богослужений. Однообразие, монотонность играют большую роль в жизни людей и имеют свои хорошие стороны. Так, например, чиновник, рабочий, торговец, доктор постоянно повторяют одно и то же изо дня в день, из года в год. Грешим мы разными грехами, но есть грехи, которые мы знаем и стараемся избегать, но все же постоянно повторяем. Слушая творчество молитв в Англиканской Церкви и у сектантов думаешь, что они уж слишком многими просьбами докучают Богу и что лучше бы быть попроще. В таком многоглаголании есть что-то нездоровое. Сживаясь с нашим богослужением, глубже останавливаясь как раз на "Господи помилуй", которое больше всего повторяется, на славословии Пресвятой Троицы, на просьбе благодати, на предании себя Господу, - находишь, что это и есть самое нужное - лучшее. Наши богослужения творились Св. Василием Великим, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным и другими необыкновенно сильными, облагодатствованными умами. Конечно, и впредь могут быть изменения, но и то, что есть, с преизбытком достаточно для созидания себя в жилище Божие. При перенесении ковчега завета, царь Давид, будучи в духовном восторге, - "скакаше играя". В нашем богослужении тоже должно быть место для выражения радости и печали. Бывает что-то теплохладное, деланное, когда идет богослужение, строго вымуштрованное, но без души. Торжественное чтение Апостола и Евангелия полным голосом подчеркивает значение читаемого. Вполне уместны и даже должны быть одушевленными и приподнятыми возгласы священника во время литургии. Также должен быть подъем при пении тропарей, ирмосов и пасхальных песнопений. Конечно, нужно знать пределы, за которые не следует переступать. Русские церковные композиторы последнего столетия подняли наше пение на большую высоту. У доброго христианина вся жизнь должна быть пропитана молитвой, и, если он скучает в церкви на общественной молитве, это значит, что его духовная жизнь не на должной высоте. У сирийских христиан южной Индии подъем во время богослужений, а особенно во время литургии, чувствуется очень сильно. Жизнь индийских христиан в большинстве случаев скромна, даже бедна, и воскресные и праздничные богослужения привлекают в церковь много богомольцев. Вскоре после начала литургии иподиакон или чтец, став с одной стороны алтаря лицом к народу, ровным голосом читает Апостол. При торжественных богослужениях Апостол читается диаконом или чтецом во второй раз и с другой стороны алтаря. Чтение Евангелия епископом или священником из алтаря лицом к народу, обставляется большой торжественностью; если присутствуют в алтаре другие епископы, то они держат свечи по обе стороны читающего Евангелие епископа, то же делают и наиболее заслуженные священники. После чтения Евангелия, очень торжественно благословляется кадило служащим епископом или священником при протяжном возглашении Трисвятого у престола в полоборота к народу. Символ Веры читается в алтаре, после чего благословляются Св. Дары. Сначала благословляется отдельно хлеб и вино, а затем совершается самое пресуществление. Благословение производится несколько раз движением рук, как бы трепещущих кистей с расширенными пальцами, символизирующих снисхождение благодати. В средине литургии бывает перерыв напряженности, когда один за другим диакона и другие прислуживающие довольно долго читают имена святых: Иакова Борода, Диоскора - осужденного Православною Церковью, и других неизвестных нам святых. Это почитание святых - одно из главных различий с нами. В наших святцах имеется большое количество имен святых, у них же своих святых мало. Поминаемые ими во время литургии святые в значительной степени герои плохо знакомой им борьбы времен Халкидонского IV Вселенского Собора. К счастью, подавляющее большинство их и наших святых относится к Ветхому Завету и к первым временам христианства. После перечисления имен отцов Церкви, литургия опять возрастает в напряженности, правда, несколько видоизмененного характера. Здесь нет жертвенника и, следовательно, нет перенесения Св. Даров во время пения Херувимской, символизирующего шествие Спасителя на страдания. В воспоминание этого шествия Спасителя, в сирийской литургии Св. Дары с максимальной торжественностью и молитвою выносятся священнослужителем во врата для показа народу. Все присутствующие в алтаре берут свечи и сопровождают Дары, идя по сторонам несущего их. Большою торжественностью обставлен и возглас "Святая Святым". В это время двое из присутствующих епископов или священников держат по сторонам престола свечи и подымают их вверх одновременно со Св. Дарами. Это возношение сопровождается звоном колокольчиков. Второй раз Св. Дары выносятся для причащения, но практически причащение происходит по окончании литургии. Обычно, перед концом службы бывает довольно продолжительная проповедь, во время которой все присутствующие, кроме проповедника, садятся на пол. По окончании богослужения служащий благословляет всех молящихся сразу, а епископ потом крестом касается главы подходящих к нему, а священник, сняв поруч, делает то же самое. Если у епископа нет креста и если священник без облачения, то они благословляют, касаясь только лба наружной стороной согнутых пальцев правой руки. Подходящие под благословение, как и мы, слагают крестообразно ладони, принимая благословляющую руку для поцелуя; в действительности, они ее не целуют, хотя и принято говорить, что целуют, но просто касаются руки лбом или носом. Несколько раз во время службы священнослужители и их помощники, полагая на себя крестное знамение, подходят к престолу для целования, но никогда его не целуют, а только символизируют поцелуй. Эти ложные поцелуи тоже не что иное, как заимствование от католичества, с которым нужно было бы бороться.
4. ПРОСФОРЫ И ВИНО Для просфор закваской служит кусочек теста от предыдущего приготовления просфор. Обычно, ручным жерновом накануне мелется пшеница, и тесто замешивается с вечера. Утром, перед литургией пекутся две просфоры в дюйм или два в диаметре и толщиною в полсантиметра. Сверху делается печать без письмен с делениями, которых, кажется, восемь. Просфоры пекутся на железной лопатке с ручкой, на углях, причем лопатка поворачивается то одной, то другой стороной. Иногда при печении тесто только сверху подсушивается, а внутри остается сырым, но к этому, кажется, все привыкли. Для приготовления вина с вечера кладется в чашку с водой штук десять светлого изюма, который к утру набухает. Его затем разминают, а иногда даже не разминают, и, как вином, пользуются слитой с него сладковатой жидкостью. Те, кто бывал в Сирии, знают, что при изобилии там вина, сирийцы для литургии пользуются настоящим хорошим вином, и, когда я говорил или показывал приготовленное мною вино, они рады были получить его от меня в подарок и интересовались его приготовлением, но, насколько знаю, приготовление настоящего вина у них не привилось. Таким образом, и просфоры и вино низкого качества, но духовенство строго следит за тем, чтобы употреблялась только чистая пшеница и виноград. Копия нет, и священнослужитель во время литургии руками разламывает Агнец, обмакивает его части в чаше, смачивает одну часть другою и раскладывает на дискосе. Лжица для причастия есть, но ею причащается сам священник; других же причащает, кладя пальцами в рот смоченные частицы. Обычай, есть без ложек и вилок, только с помощью рук, у них практикуется и в церкви. Вторая просфора благословляется отдельно в конце службы и раздается, как антидор. Таким образом, литургия служится на одной небольшой просфоре. Вино смешивается с водой, теплота же не употребляется. Причастие запивается простой водой. Картина должна быть еще дополнена особенно важными моментами, которые отмечаются воодушевленным звоном колоколов снаружи и звонками внутри церкви. Вся литургия насыщена красочностью, подъемом до высоких пределов - ей дали, кажется, все, что можно было дать. Едва ли не приходится согласиться с покойным митрополитом Дионисием, который говорил, что их литургия - самая лучшая. Правда, у них нет музыки, как у католиков и англикан, много теряется от скромности архитектуры, отсутствия икон и недостаток других украшений, но красочность их служб изумительная. С наибольшим, кажется, воодушевлением служит их нынешний католикос Василий. Мне лично, пожалуй, больше нравится служба, совершаемая одним священником при двух-трех прислуживающих в алтаре, в приходском храме, наполненном богомольцами. Облачения престола, священника и прислуживающих, а также церковные сосуды подчас старые и плохие, но всего больше приходилось видеть новые, расшитые, безукоризненно чистые облачения. Зачастую все это примитивно или заимствовано от англикан; настоящего церковного стиля нет.
5. ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Прежде, чем перейти к вопросу о других таинствах, для полноты описания церковных служб Сирийской Церкви нужно сказать о пении в Индии вообще и, особенно, о церковном пении. Пение и музыку индусы любят и, вероятно, как и каждый народ, имеют свою музыку и свои песни. Во время моих путешествий по Индии, лучшее пение мне пришлось слышать в Калькутте у бенгальцев. Всюду сольное пение полно своеобразных трелей, переливов, схватить которые и переложить на ноты не легко. У христиан южной Индии имеются ноты для церковных песнопений, но видеть их в употреблении мне никогда не приходилось. Учатся они пению друг от друга с голоса. Некоторые церковные и светские певцы имеют большой репертуар. На всяких собраниях, кроме хорового, постоянно бывает и сольное пение; часто и по радио передается это же своеобразное пение. В Калькутте приходилось видеть наемных певцов и певиц, которые развлекают присутствующих иногда не только целый вечер, но и целую ночь. Певицы часто одновременно поют и танцуют. В церквах православных сирийцев на юге Индии можно слышать неплохое пение отдельных лиц; так, католикос неплохо владеет своим басом, покойный митрополит Филоксенос хорошо пел тенором, более слабым тенором поет митрополит Феодосии. Так дело обстоит с сольным пением. Наиболее известные песнопения в церквах поются всем народом, более редкие - у стола перед алтарем группой лиц, вооруженных книгами и имеющих соответствующую подготовку. Эта группа большею частью состоит из духовенства и некоторых светских знатоков пения. Даже у специалистов, поскольку приходилось наблюдать, нет понятия о нотах и разделении на голоса. Напевов у них много, как у нас, есть 8 гласов, сменяющихся каждую неделю. Знать все эти напевы при пользовании сирийским и местным языками не легко. Не знаю, насколько индийские христиане стараются культивировать свое пение, но оно постоянно бывает негармоничным и хаотичным. Такт иногда соблюдается, ритм же - очень редко. Подчас, бывает хороший подбор певцов, хорошо исполняющих песнопения красивых напевов. Чаще же, бывает совсем иначе. В первые годы моего пребывания в Траванкоре, постоянно бывая гостем католикоса в Котайяме, я вступил в дружеские отношения с учителями и семинаристами, которые особенно усердно изучали пение. Помню, как однажды, перед окончанием курса семинарии, совершалось вечернее богослужение перед праздником. Вооруженные полученным образованием около 20 диаконов бойко, уверенно пели, по-видимому, не совсем обычные песнопения. Напевы были живые, но с музыкальной точки зрения это было совершенно несогласованное пение - гортанные теноровые выкрики хорошо заученных слов. Очевидно, самим певцам это нравилось. После службы мальчуган-диакон, младшего класса, выходя из церкви, говорил мне, что здесь поют очень хорошо. Я был другого мнения. Однажды, в присутствии католикоса была поставлена граммофонная пластинка с русским церковным пением. Ему так не понравилось наше хоровое пение, что он решительна велел снять с граммофона пластинку начатого песнопения. С. Т. Ипен, доктор богословия. Колумбийского университета из сирийских христиан, говорил мне, что некоторые члены его Церкви понимают и любят гармоничное пение, некоторые же решительно предпочитают свое. Ректор семинарии о. Скария в разговоре со мной высказал пожелание, чтобы кто-нибудь из русских, приехал в Индию, гармонизовал их пение и научил ему семинаристов. Я отвечал, что лучше было бы, если бы кто-либо из них научился хорошему пению, потому что ему легче далась бы гармонизация своего родного пения… Регентов у них нет, как не приходилось видеть и. камертонов. Католикос так рассказывал о своих впечатлениях от церковного пения, полученных во время его поездки по Европе: "Когда я был в русской церкви на рю Дарю в Париже, то увидел, что один среди поющих все время махает руками". Это, как раз, был наш знаменитый регент Н. П. Афонский, особенно старательно исполняющий свои обязанности. "Я думал - говорил католикос - это сумасшедший. Приехал в Лондон - там то же самое". Если хоровое, или вернее, групповое пение у сирийцев стоит низко, то совсем иное впечатление получается от общего пения в церкви. Песнопения эти более медленные и музыкальные. С другой стороны, когда поют десятки, сотни, иногда даже тысячи певцов, получается впечатление мощности, стихийности, как от шума водопада или моря. Отдельные голоса тонут в массе, и внимание с музыкальной стороны обращается на молитвенную, духовную сторону. Общее пение - сильное средство для привлечения в церковь молящихся, как участников богослужения, всех сколько-нибудь умеющих петь. Такой же подъем приходилось чувствовать и в униатских церквах в Галиции при общем пении. В индусском пении есть свои привлекательные черты - живость и воодушевление. При всей крикливости и неинтересности этого пения для европейцев чувствуется, однако, что певцы сами вкладывают душу в свое пение - для них хорошее и интересное. В этом случае посторонним приходится думать, что эти песни не для них, и, если поющие и слушатели ими довольны, то посторонним лучше предоставить их самим себе. 6.
6. ОДЕЖДА Общая для всех духовных лиц одежда - белая, длинная, приблизительно на один фут не доходящая до земли, открытая у шеи и с пелериной на спине. Из-под нее виднеются белые панталоны. На ногах в обычное время духовенство носит сандалии, в церкви же - туфли. В бедных церквах одежда более простая, но иногда бывает красиво расшитая. На голове священники и иподиаконы носят низкие круглые шапочки. Волосы, начиная с иподиакона и до католикоса, все коротко стригут; только бороды иподиаконы не носят, а епископы и священники - все с бородами. Однажды, в моем присутствии священник бранил иподиакона за бороду. Встречал также двух-трех священников, бривших бороды, но это были исключения. Ромбаны и епископы носят небольшую наметку на голове, спускающуюся на спину. Наметка плотно обхватывает голову и на верхней части имеет белые полоски и белые крестики. Поверх белой одежды епископы носят более длинную и легкую цветную одежду, а на ней рясу, вроде нашей, только более грубо сшитую. Иподиаконы в церкви и в официальных случаях должны быть в черных подрясниках, священники же, кроме подрясников, должны одевать и рясу. У хорепископов отвороты ряс обшиты полосами цветной материи. Других уборов, кроме шапочек, ни священники ни иподиаконы не носят и остаются в них и в церкви и вне ее. Только один раз во время процессии мне пришлось видеть священника в остроконечной цветной шапочке, какие бывают у католических епископов. Епископы Сирийской Церкви, когда они без облачения, носят поверх наметки в виде луковицы как бы плотно сшитый черный тюрбан. В церкви же иподиаконы и прислужники бывают в длинных белых одеждах, причем иподиаконы и полные диакона отличаются друг от друга орарями. Священники и епископы под облачение сначала одевают подризник. Епитрахиль и пояс священника отличается от наших тем, что на них имеется меньше крестов. Поручи шьются длинные и не завязываются, а просто натягиваются до локтя. Фелони - в виде плащей с застежкой у подбородка. Фелони епископов мало чем отличаются от фелоней священников, обычно они только лучше и красивее. Епископский омофор делается с отверстием для головы посредине и, когда одевается, то одна его половина спускается на грудь, другая - на спину. Головной убор епископа во время службы - мягкий покров, вроде башлыка, отбрасывающийся на спину. Когда закрыты Св. Дары, как говорят сирийцы, - должна быть закрыта и голова епископа, когда же Св. Дары открываются, то и епископ открывает свою голову. Есть у епископов и жезлы, которые любят делать со змеиными головами, но только эти жезлы без сулков. Приходя сами часто полуголыми в церковь и на собрания, христиане южной Индии любят видеть свое духовенство в нескольких разноцветных одеждах. Я сам страдал и видел, как ромбаны и епископы, одетые в 3-4 одежды иногда в удручающую жару, проводят по несколько часов в церкви или на собрании, а жара здесь такова, что даже, бывая раздетым дома, приходится потеть, как в бане.
Церковные таинства и требы Как и у нас, у сирийских христиан южной Индии - 7 таинств, сущность которых состоит в священнодействиях, совершаемых правильно посвященными яйцами, в которых при узаконенных церковных чинопоследованиях подается невидимо благодать свыше. При многочисленности церковных групп и сект, естественно, что православные должны уметь различать истинных пастырей от ложных. Все безразличное, теплохладное, особенно в маленьких и бедных общинах, часто теряется для Церкви. Как и у русских, более благополучны большие, сильные приходы и епархии. Большую роль в знании своей веры и таинств, играют повсеместные воскресные школы, большие проповеди, воскресные и другие религиозные митинги, на которых приобретаются религиозные знания, умение и привычка молиться, ревность стоять за свою веру.
1. КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ Таинство крещения есть рождение в вечную, духовную жизнь; оно абсолютно необходимо для вступления в Церковь и для вечного спасения. В нормальной обстановке оно совершается над младенцами не позже, чем через 2-3 месяца после рождения. У крещаемого младенца мужского пола должен быть православный восприемник, у женского - восприемница. Крещение почти всегда совершается в церкви или в боковой комнате при ней, где устанавливается солидная, вытесанная из камня купель. Чин крещения начинается заклинательными молитвами, отречением от сатаны, обещанием сочетания со Христом. В купель вливается несколько капель Св. Мира. Само крещение, как мне пришлось видеть, совершается не погружением, а обильным поливанием кращаемого, с произнесением слов: "Во имя Отца" и Сына и Св. Духа крещается - имя рек - в вечную жизнь". Сразу же за крещением следует таинство миропомазания; налив на ладонь Св. Миро, священник растирает его по голове и по всему телу крещаемого. Обычно, сразу же после крещения и миропомазания следует причащение Св. Таин крещенного (младенца или взрослого). К сожалению, после этого, причащение детей бывает только один раз в год - в Великий Четверг - и то не для всех детей. Часто бывает перерыв до 10-12 лет, во время которого их не причащают. Вспоминается картина воскресных литургий в России, когда целые группы матерей приносили или приводили детей до 6-летнего возраста в церковь для причастия. Я несколько раз говорил народу и епископам Сирийской Церкви в Индии о спасительном обычае соединять детей со Христом в таинстве Причащения. Они соглашались, что это очень хороший обычай и что нужно говорить о возможно более частом причащении детей.
2. ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ Необходимое для духовной жизни и спасения таинство покаяния на Западе несколько испорчено католическом и совершенно отвергнуто протестантством. К счастью, в Сирийской Церкви крепко сознание своей слабости и греховности перед Богом, слабости в обыденном духовном делании, и сознание необходимости покаяния, как таинства. Вечером, или перед литургией, одев черную рясу, но без епитрахили, креста, Евангелия и икон, священник садится на пол в стороне от алтаря, и кающийся или кающаяся становится около него на колени, облокотившись на пол. Рекомендуется приготовляться к исповеди и причастию трехдневным постом и усиленною молитвою. Если же это происходит не во время поста, то этот срок некоторыми сокращается. Большинство христиан, как и у нас, говеет раз в год, на Страстной неделе; более ревностные говеют два раза в год и чаще, но есть и нерадивые, не говеющие по нескольку лет. Большинство говеет с благоговением, с верою, что под видом хлеба и вина, они действительно соединяются со Христом.
3. СВЯЩЕНСТВО Жизненные бури на протяжении долгой истории Церкви южной Индии особенно сильно потрясали ее священство. Небольшая община, отделенная громадным расстоянием от центров православного Востока, при трудных способах передвижения, иногда оставалась вообще без епископов. Обычно маленькая община имела только одного епископа и смерть каждого из них вызывала вопрос об его преемнике. Новый епископ посылался дружественной Церковью подчас из Вавилона, Месопотамии и Сирии. Вероучение Месопотамии и Сирии не было однородным, в нем был и дух несторианства, и монофизитства, но со всем этим приходилось мириться. На протяжении нескольких веков до самого последнего времени, особенно сильны были атаки католичества, желавшего подчинить духовенство и паству папской власти, в чем оно достигло большого успеха: Церковь юга Индии сейчас в своем большинстве состоит из католиков. Другая часть была отторгнута в сторону протестантства, и теперь только небольшая часть считает себя православной, но и она разделена на две враждующие между собою партии. Едва ли легко разобраться в благодатности индийского священства. Во всяком случае в Сирийской Церкви не сохранены хронология и имена, которые могли бы установить цепь преемственности епископата от апостольских времен, как это сохранено в нашей Православной Церкви и у католиков. Для меня не ясен и чин посвящения епископа, и имеется подозрение в замене соборного посвящения единоличным. По правилам Сирийской Церкви, посвящение в епископа, как и у нас, должно совершаться двумя или тремя епископами. Правда, таинство священства совершается торжественно и с должным благоговением, но, к сожалению, особенно в духовенстве, как среди священников, так и среди епископов, часты переходы в католичество из корыстных целей. Незадолго до моего приезда в Индию, из партии католикоса перешли в католичество епископы: Map Иваниос и Феофил. При мне был посвящен в епископы Map Сит верное, который вскоре тоже перешел в католичество, Перешел в католичество и из партии патриарха Map Диоскорос. У одной только моей горы из жившего там духовенства около половины перешло в католичество. Думаю, что в этих переходах какую-то роль играют обычаи, оставшиеся у сирийцев от Римской Церкви. На мой вопрос: "Почему они перешли в католичество?" - перешедшие отвечали: "Разницы между церквами мало. Церковь одна и та же". В больших благоустроенных приходах переходов в католичество почти нет. Вопрос о духовенстве на юге Индии сложный и многогранный.
4. БРАК Как таинство, брак занимает такое же место, как и в нашей Церкви. Он совершается в храме и продолжается около часу. Законы вступления в брак приблизительно такие же, как и наши, но браки малолетних, как и в языческой Индии, имели место и среди сирийских христиан. Кроме Куты, женившегося когда ему было 7 лет, я знаю и другой случай у моих соседей. В Патали была самая зажиточная семья из сирийских христиан, в ней было пять взрослых братьев. Все они были женаты, но однажды они решили выдать замуж сразу своих трех сестер и родственниц. Две сестры были взрослые девицы, а третьей было всего лишь 10-12 лет. При мне гражданские власти Индии начали борьбу с браками малолетних, но это им не всегда удавалось. Однажды, будучи гостем добрейшего старичка о. Давида в Кунакулам - в Кочине, я был приглашен в предутренние часы ночи в церковь, где должно было состояться венчание второбрачного. Отец Давид объяснил мне, что венчаться второбрачному днем - срам, а посему их венчают ночью. Венцов при венчании нет, но жених во время таинства привязывает на шею невесте маленький золотой рожок. Бывают случаи, когда жених и невеста почти не знают друг друга; так, например, прислужнику епископа Дионисия, Аврааму невесту нашел его отец, и впервые Авраам увидел ее в церкви, придя венчаться. Как бывали и у нас в нормальное время незаконные связи, рождения и разводы, так и у них все это бывает, но редко. Почти все в молодых годах венчаются в церкви и вместе живут до гроба.
5. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ Как и у нас, священники Сирийской Церкви большею частью напутствуют умирающих исповедью и причащением. Елеосвящение совершается не чаще, чем у нас, и вычитывание всего чинопоследования занимает тоже часа три времени.
6. ТРЕБЫ Живя, в общем, довольно интенсивной духовной жизнью, православные христиане стараются иметь около себя священника, как бы посредника между собой и Богом во многих случаях жизни. Священники мне говорили, что у них нет узаконенных молитв при рождении младенца и в восьмой день, но такие требы, как освящение домов, благословение всего, что играет большую или меньшую роль в жизни, принесение первых плодов в церковь для освящения - мне приходилось наблюдать. Часто миряне просят священника навестить больного на дому или же приводят немощного в церковь. При встрече со священником просят его помолиться. Обычно священник не облачаясь, возлагает руки на главу больного и молится минут пять. С такими же просьбами индийские христиане не раз обращались и ко мне. Молебнов и панихид нет, но, по-своему, христиане молятся обо всем. Молятся они святым, имена которых они носят, Божией Матери, Предтече Иоанну, евангелистам, Великомученику Георгию и мученику Кириаку. Верят в близость к нам мира святых и мира злых духов. При просьбах помолиться за них, они постоянно жалуются на наваждение бесов. Отпевание усопших священники совершают без облачения, но в рясах и всегда стараются, чтобы в отпевании участвовало возможно больше священников. Часто заказываются литургии за усопших, и после обедни нередко совершается краткое заупокойное богослужение, вроде нашей литии; на пол солеи у ступенек в алтарь полагается епитрахиль и по его сторонам ставятся две свечи. Служба состоит из пения молитв, сопровождающихся каждением, а по окончании службы все присутствующие кладут перед епитрахилей земной поклон. Похороны обычно сопровождаются поминками - трапезой для родных и знакомых. Могилы копаются мелко - чтобы только закрыть покойника. Во избежание раскопки трупа шакалами или собаками, могила накрывается камнями, но лишь до следующего покойника; так эти камни переносятся с могилы на могилу. Гробов почти нет; в жарком климате тело скоро разлагается, могила размывается водой и все забывается. Кресты на могилах обычно не ставятся. Бывая на приходских кладбищах, я мог видеть 3-4 совсем свежих могилы с грудами камней, несколько более старых могил, от более же ранних - не было никаких следов. Память о покойниках живет в сердцах родных и знакомых и в Церкви в молитвах о них.
Церковная дисциплина Правительства Траванкора и Кочина по религии индусские; в чисто церковные дела они не вмешиваются. В своих внутренних делах Церковь независима. В случаях нарушения церковной дисциплины она не может прибегать к содействию гражданских властей, а обходится и довольствуется своими мерами; так, нередки запрещения священников в служении и другие епитимий. Говоря о церковной дисциплине, прежде всего нужно говорить о неисполнении или нарушении Божия закона, суда совести и церковных правил. Писанных правил в Сирийской Церкви немного. Как и всюду, всякий неблаговидный поступок по отношению к Богу и людям здесь судится окружающими, общественным мнением. Конечно, епископ или священник, как и всякий христианин, должен бояться оскорбить чем-либо Бога и любого человека. Роль общественного мнения чувствуется сильно, хотя плохое иногда терпится больше должного. Очень мягкий и деликатный в обращении с людьми митрополит Дионисий говорил мне, что он запретил своим священникам и мирянам вести дружбу с иноверцами; этим он и объяснял, что в его большой епархии нет отпадений в иноверие. Естественно, что всякий ушедший в иноверие объявляется Церковью исключенным. К второстепенным правилам дисциплины относятся и такие. В присутствии епископа, без его разрешения, священник и мирянин не должны сидеть; то же и в отношении мирянина к священнику. Епископ не должен ночевать в семейных домах и ходить пешком. Здесь епископы всегда ездят, и их постоянно приходилось встречать в комнатах при церквах или в отдельных церковных домиках с диаконом и поваром. Однажды под вечер, когда мы с митрополитом Дионисием, переезжая с места на место и навещая своих христиан, после долгого сидения для моциона прошли пешком с четверть версты, митрополит Дионисий говорил мне, что прихожане неодобрительно отзывались об этой прогулке. Не любящие сами работать, миряне не любят, когда работает их священник, особенно занимаясь простой, прозаичной работой. Много работая сам, я часто говорил о примере Христа и Ап. Павла; они соглашались, что это так, но ссылались на свои обычаи. Брат митрополита Дионисия, священник о. Исаакий рисовал картины, другой священник художественно делал ручки тростей, и это не считалось предосудительным. Уже под конец своего пребывания на юге Индии я встретил в Куннакулам, в Кочине, молодого, крупного роста священника о. Кириака, для заработка ковавшего гвозди. Вдвоем со своим родственником они выкопали колодец и своими же руками обрабатывали землю. Взгляд на физический труд, как на унижающий достоинство человека, - громадное зло. Здесь в Индии с этим злом боролся и Ганди, и я, и правительство, которое зовет всех к работе. Покойный митрополит Филоксенос сочувствовал определению, что жизнь, монаха заключается в молитве и труде, и иногда сам немного работал физически около дома. Я не слышал, чтобы его осуждали за это. Читать дальше