Главная » 2012»Октябрь»11 » Архимандрит АНДРОНИК (Елпидинский), ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ В ИНДИИ
22:37
Архимандрит АНДРОНИК (Елпидинский), ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ В ИНДИИ
VI. ПРАВОСЛАВНАЯ СИРИЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ - часть 1 (ДА ОРТОДОКС СИРИАН ЧЕРЧ ОФ ДА ИСТ)
Семинарии и вероучение Некоторые старые резиденции епископов юга Индии называются семинариями. В Котайяме партией католикоса недавно устроена и функционирует семинария отдельно от резиденции католикоса. Как небольшая церковь, нуждающаяся в небольшом количестве кандидатов во священство, Сирийская Церковь не имела солидной, постоянной семинарии. Обычно семинарии открывались по мере нужды и, выполнив дело, опять на время закрывались. Большей частью они открывались при резиденциях епископов, ревновавших о подготовке духовенства и руководивших семинариями. Резиденция епископа - обычно шумное место, куда паства и духовенство приходят с жалобами на всякого рода несправедливости. Такое место едва ли здоровое для пребывания духовного учебного заведения. Наоборот, места паломничества, как в России - Киев, Троице-Сергиевская Лавра, хорошо влияют на оцерковление духа учебного заведения. При мне в Траванкоре были семинарии при резиденции католикоса в Котайяме и митрополита Афанасия - в Альве. В бытность в монастыре Бетани, мне пришлось около года наблюдать за занятиями о. Алексея с 5-6 братьями, потом получившими священство. Мой друг, набожный мирянин, доктор богословия Колумбийского университета в Нью-Йорке, С. Т. Ипен, при своей английской школе, тоже пытался открыть семинарию. Так как в семинарию поступил только один диакон, то ему пришлось отказаться от этого проекта. У митрополита Дионисия есть желание создать около себя, кроме женского, также и мужской монастырь при школе Св. Стефана в Патанапурам. При нем всегда живет несколько молодых людей или учащихся, или что-либо делающих при школе. Регулярная семинария требует регулярной отдачи времени и средств. Часть, попадающих в духовенство, получает знания помимо семинарии. Некоторые семинаристы, не окончив семинарии, начинают сопутствовать епископу и затем получают священство; другие наоборот: побыв около епископа, посылаются в семинарию для пополнения знаний. Некоторые берут специальные уроки сирийского языка. Владыка Феодосии однажды говорил мне про не обучавшихся в регулярных школах, что с такими иногда трудно иметь дело, как с недисциплинированными, непослушными. В первые годы моего пребывания в Траванкоре, при резиденции католикоса в Котайяме существовала сравнительно большая семинария: 25-30 учащихся на двух курсах. Кроме теоретических занятий, главным образом шло обучение сирийскому языку и пению. После небольшого перерыва эта семинария была перенесена на новое место, в том же Котайяме, и обеспечена новыми помещениями. Под начальством моего доброго друга, сравнительно образованного и способного, неженатого священника о. Скарии, она начала работать, расширив программу и увеличив время обучения. Все время кто-нибудь из Сирийской Церкви учится то в протестантском колледже, где-то около Калькутты, то в англиканском епископском колледже - "Бишопе колледж". Русские церковные люди помнят недавно учившегося в Англии диакона Филиппа, Впоследствии он был приходским священником и учителем семинарии в Котайяме. При такой постановке дела, церковная наука в Сирийской Церкви стоит не на должной высоте. Про многих европейских и, в частности, русских ученых известно, что будучи людьми выдающихся способностей, они с увлечением, с полным использованием своего времени отдавались науке, достигали больших знаний и печатными трудами двигали науку вперед. Передовые проповедники и церковные деятели Сирийской Церкви, несомненно, с течением времени обогащаются и знаниями, и уменьем применять их словом и пером, но, поскольку все это заимствовано из чужих религий, на их знания приходится смотреть с опаской. Своей авторитетной богословской науки у них нет. Это их слабость, и пока не видно, как они разрешат этот вопрос. Католики определенно конфузят их, говоря, что их епископы учатся в протестантских колледжах. Их авторитет в церковном уставе, пении и сирийском языке, почти 30 лет бывший учителем семинарии - о. Александр, с которым я познакомился в мой первый приезд в Котайям, на мой вопрос: "Знал ли он раньше о Русской Церкви?" - без всяких уверток ответил: "Я ничего про нее не знал"... Вопрос о том, как существовало и какими путями шло к ним вероучение и какова история сирийских христиан, едва ли разрешим при примитивной и одновременно сложной обстановке, в которой протекала история не только их, но и имевших на них влияние ближайших соседей в далеких просторах Азии. Едва ли особенно и ценно такое изучение, поскольку дело касается административно-церковных и вероучительных нестроений. Для истории более ценны духовные и научные достижения, о чем мало слышно из истории Индии. Несомненно, все же, что Церковь в Индии была близка к православию, и, вероятно, трудолюбивый историк, изучив разбросанные по библиотекам мира письмена, когда-нибудь осветит сложные извилины ее истории и вероучения. Мне сейчас это не под силу, но возможно кому-нибудь понадобятся мои впечатления и мысли при знакомстве с людьми, которых мне там пришлось наблюдать. Официально сирийские христиане проклинают монофизитизм (монофизитизм - ересь, учащая, что Христос был только Божеской природы, человечество же в Нем поглощено божеством. Ересь осуждена на IV Вселенском Соборе) и его родоначальника Евтихия. Нередко малознающие, называют христиан южной Индии монофизитами. Есть ли в этом какая-то доля правды? Их история связана также с несторианством, католичеством, англиканством. Чисто ли их православие? - Живущие в обстановке борьбы за веру, они сами редко признаются в своих слабых местах. Когда я показывал им латинскую энциклопедию, в которой католики пишут, как они переменили крестное знамение и как объясняют эту перемену, объяснение крепко врезавшееся в сознание христиан южной Индии, они никак не соглашались, что это латинское нововведение и объяснение. Главный авторитет христиан южной Индии в настоящее время - их католикос. Как уже говорилось, в сирийской патриархии его обвиняли в незнании истории своей Церкви и в слабости логики. Как я его помню, он твердо запомнил объяснение исторических событий времени Халкидонского Собора обвиненной стороны, полное исторических неправильностей, и сбить его с этой позиции трудно. Формулы, принятой халкидонским Собором о соединении во Христе Божества и человечества неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно, - они не принимают, соглашаясь с ее сущностью. Их же собственные формулировки вызывают споры среди них же самих. Главная их разница с нами - в признании ими только трех первых Вселенских Соборов, тогда как у нас твердо требование к вступающим в нашу Церковь - признание всех семи Вселенских Соборов. В связи с борьбой вокруг IV Вселенского Собора, Сирийская Церковь почитает своими святыми: Диоскора, осужденного на Халкидонском Соборе, отца раскольников монофизитов, Иакова Борода, и других деятелей этого времени. Вообще, трудно предположить, "чтобы индийские христиане близко принимали к сердцу дошедшую до них историю и имена, но отдельные представители их Церкви упрямы, доказательства объективной истории и логики не для них, и говорить с ними трудно. Трудно определить, насколько некоторые из них далеки от монофизитства или близки к нему. Отрицаясь монофизитства в целом, они имеют святыми его апостолов и хранят его осколки. Против последних четырех Вселенских Соборов они не идут, но говорят о незнакомстве с ними. У них нет глубоких ревностных ученых, которые глубже проникли бы в свою историю и вероучение на месте ли, или в Сирии, или в других местах. За 18 лет пребывания моего среди них были разговоры об изучении некоторыми из них русского языка для того, чтобы воспользоваться сокровищами нашей богословской науки. Я достал им несколько самоучителей, но тогда еще никто не начинал изучения. Теперь, как я слышал, по-русски говорит епископ Филоксенос, посвященный после моего отъезда из Индии. Объяснение, почему сирийские христиане сейчас близки к православию, нужно искать в близости к православию их патриарха в Сирии, близкого географически к православным центрам Востока. Но, очевидно, есть какие-то причины, мешающие им быть в полном единении с нами. Поскольку пришлось заметить, у них несколько неопределенное учение о Церкви. О спасении л таинствах они говорят и пишут много - эта сторона вероучения, по-видимому, у них на большой высоте. Любят они говорить о посте и молитве. Бывший в Траванкоре епископ Димитрий провел параллель между ними и русскими старообрядцами, хотя и отколовшимися от Церкви, но в сторону большей строгости. Так ли это - судить не берусь. Часто в проповедях они говорят о смирении и покаянии. И в этом их вероучение нашего православного духа. Профессор А.В.Карташев в резюме определил, что у них хаос в вероучении и в нем невозможно разобраться. Если начать разбираться в том, кто знает христианское учение и кто не знает его, мы придем ко многим парадоксам, определенным словами Спасителя об утаенном от премудрых и разумных и открытом младенцам.
Преемство епископской благодати Другой затруднительный вопрос в отношении христиан южной Индии, это вопрос о том, какими путями шло в их Церковь преемство епископской благодати. При этом вряд ли возможно выяснить его историческими исследованиями. Представляется, что с христианами южной Индии этот вопрос разрешится легче и вполне удовлетворительно при условии их желания иметь несомненную благодать, что мне пришлось наблюдать среди них. У англикан вопрос о благодати их епископства сильно затруднен гордостью: как может англичанин согласиться на признание порочности благодати своих епископов?! А как раз подобной гордости не должно быть в этом деле. Но одно дело - мнение, что благодать есть, а другое - есть ли она в действительности. "Дух дышет, ид еже хощет". Присутствие Духа Святого и гордость мало совместимы, тогда как смирение - место благодати, и христиане южной Индии ревнуют чрез смирение иметь благодать. Как у них, так и в Англиканской Церкви, в случае соединения со всею Православною Церковью, вопрос разрешился бы, если бы те и другие согласились при новых посвящениях их епископов, приглашать епископов наших Церквей к передаче им епископской благодати. Но еще лучше было бы в момент единения Церквей применить некий чин восполнения благодати их епископата. Единение было бы идеальным, если бы в духе взаимной любви присоединяемые просто попросили сделать с ними все, что нужно для полноты единения и благодати, а приемлющие, тоже любовно, без унижения принимаемых, сделали все, чтобы после не было никаких сомнений, кроме радости от правильно выполненного великого дела.
Церковное управление Отделившись от патриарха в Сирии, партия митрополита Дионисия, - или как ее все больше называют партия католикоса, - все время делала попытки примириться с патриархом и его партией, но сталкивалась с требованием полного подчинения ему. После смерти митрополита Дионисия, на всецерковном соборе в 1934 году в Котайяме была выработана конституция о самостоятельном управлении, но о самой группе говорилось, как о части Сирийской Церкви, глава которой - патриарх, и высказывалось желание примирения с патриархом. Пока что эта Церковь управляется синодом епископов, во главе с католикосом. Вся Церковь разделена на епархии, епархии - на приходы. Есть комитеты приходские и епархиальные и комитеты всей Церкви. Во всех этих организациях бывают собрания комиссий и общие собрания. По мере надобности, организуются также строительные и школьные комитеты.
Здания церквей Большинство церквей на юге Индии построено в период английского владычества, когда жизнь была сравнительно спокойной. Сирийские церкви не могут похвастаться богатством архитектуры. Несомненно, впереди всех идут католики, часто строящие колокольни и красиво отделывающие свои костелы, как снаружи, так и внутри. Наиболее примитивные церкви у православных якобитов они наводят больше лоск для других, для показа. Для собственного употребления, например, большие состоятельные приходы, но расположенные в стороне от посторонних глаз, отводят для церкви большое хорошее место; если прихожан много, церковь обширна выстроена солидно с массивными стенами, обращают на себя внимание толстые, прочные стропила крыши столбы, кое-где бывают резные украшения. Но архитектура проста и в большинстве однообразна; продолговатое четырехугольное здание с двухскатной, простои крышей. Алтарь же внутри приподнят на несколько ступеней, а крыша такая же простая, но несколько приподнята выше крыши самой церкви. Обычно вдоль церкви, иногда с одной стороны, иногда с обеих, строятся веранды, а иногда и боковые комнаты. Специальных колоколен и башен почти нет. Небольшой колокол помещают тут же в церкви или снаружи; во всяком случае, хотя бы один колокол или Существует обычай, по католическому образцу совершать одновременно 2-3 литургии: одну вслух другие молча, и для этого у главного алтаря пристраиваются небольшие боковые алтари. Алтарь соединяется с церковью не тремя, как у нас, вратами, а только одними широкими вратами с аркой, завешиваемыми завесой с крестом в центре. Боковые алтари вделываются в ступени, ведущие из церкви в алтарь, и тоже имеют свои завесы. При более примитивном устройстве, алтарь является продолжением одного продолговатого четырехугольного помещения, возвышаясь лишь на одну-две ступени, и во всю ширину отделяется от церкви только завесой. Тогда боковые алтари строятся в самом главном алтаре или же добавочные алтари - столы приносятся на время, по мере надобности. Принадлежность каждой церкви - высокий продолговатый стол, покрытый скатертью, с каким-либо светильником - керосиновой лампой или просто свечей и с книгами невдалеке, прямо перед вратами в алтарь. По этим книгам священники и певцы совершают вечерню, утреню, часы и иные богослужения, кроме литургии, когда все переходят в алтарь. Когда певчих много и службы часты, как в семинариях, столов бывает два. Если нужно, они раздвигаются по сторонам. Тогда место для певчих бывает приблизительно такое же, как и в наших церквах. Посреди церкви на цепи с потолка свешивается массивный, часто вычурной работы светильник, в который вливается кокосовое масло; в желобки наружного круга полагаются фитильки из материи (часто их много), берущие масло из большого жёлоба внутри светильника. Это - своеобразная принадлежность сирийских церквей. Свечей, как у нас, не ставят, или, если ставят, то только на ступеньки, ведущие к алтарю. Бывают, но не везде, какие-нибудь приспособления для свечей. Чаще делаются просто денежные приношения на масло. Стены почти всех церквей строятся из камня, крыши кроются черепицей. Тропический климат не требует защиты от холода, как на севере, поэтому двери к окна во время богослужений открыты и дают свет и прохладу, а наверху потолка нет: достаточно одной, крыши. Вид стропил и крыш снизу непривлекателен, поэтому в богатых церквах, как и в домах, снизу они обшиваются досками и красятся, тогда вид много выигрывает. Престол делается большой и высокий, по образцу католических, и также, как и у католиков, на лесенке задней стороны устанавливаются многочисленные и длинные свечи. Жертвенников, как у нас, нет; проскомидия совершается на престоле. Прислуживающие могут прикасаться к престолу, что у нас разрешается только священнику или диакону. В маленьких церквах престол ставят к самой задней стене алтаря; обычно же, как и у нас, между престолом и задней стеной оставляется проход, для обхода престола при каждении. Таких антиминсов, как у нас, у них нет. "Откуда нам взять столько мощей?" - говорил мне католикос... Вместо антиминса у них на престоле должна быть освященная дощечка. На ней лежит постоянная принадлежность престола - Св. Евангелие, рядом - напрестольный крест; за престолом помещается запрестольный крест. На том же престоле хранятся: чаша, дискос, вроде металлического блюдечка, звездица, лжица и покровы. Кадила такие же, как и наши, только к цепочкам приделаны бубенцы, которые звонят во время каждения. Скамей в церквах нет, но иногда во время богослужения и проповеди, богомольцы сидят на полу, застланном циновками. Над престолом часто можно видеть сень, украшенную вычурной резьбой и раскрашенную яркими красками.
Иконопочитание Иконопочитание в Сирийской Церкви можно считать забытым, но сохранилось и сильно почитание креста. В Великий Пяток бывает особенно длинное богослужение, продолжающееся часов пять. На середину церкви ставится большой крест, обычно произносится большая проповедь, а молящимся дается питье горького вкуса, как желчь. Продолжительное богослужение бывает и в среду четвертой седмицы Великого Поста, причем на средину церкви тоже выносится крест. Кресты ставятся на крышах церквей; обязательно должен быть крест на престоле, на завесе, часто на дверях церкви и даже домов. Ношение нательных и наперсных крестов распространено не так сильно, как у нас. Наперсные кресты католического или англиканского образца (золотые или позолоченные) носят все епископы. Кроме того, у каждого епископа имеется крест золотого цвета, вроде нашего напрестольного, который он всегда носит с собою и коим благословляет народ в церкви и вне ее. В старинных церквах сохранилась стенная живопись - иконы, в новых церквах ее почти нет. Исключением является самый большой храм с двумя пределами в Неранам. Все задние стены всех пределов расписаны новой, крупной, не плохой живописью - иконами. На мой вопрос об иконопочитании, большой авторитет Сирийской Церкви - покойный митрополит Дионисий-Георгий ответил мне, что в требниках у них есть чин почитания икон и что в этом у нас с ними нет разницы. Но раза два-три подымая этот вопрос с католикосом, я слышал решительное осуждение иконопочитания. Лично он - явный враг иконопочитания. По своему желанию некоторые епископы, священники а прихожане часто украшают церкви и дома немногими, а иногда и многочисленными иконами. Правда, такого иконопочитания, как у нас, у них нет, как нет и песнопений, посвященных иконам, а тем более их праздникам. Видя у меня иконы, многие просили их у меня. Мною было роздано несколько сотен иконок и их, затем приходилось видеть во многих домах, а иногда и церквах. Охотно они принимают нательные крестики и носят их или на шее, или прикалывая на одежду. Таким образом, настоящего иконопочитания у них нет, но они и не против него. Однажды в Тирувалля, в особенно почитаемом храме Св. Вел. Муч. Георгия, я был вместе с митрополитом Дионисием при большом количестве молящихся на литургии в воскресенье. Владыка говорил мне, что этот храм чтится не только христианами, но и людьми других вероисповеданий - магометанами и язычниками, так как здесь совершаются чудеса. Как всегда, и в этот раз он просил меня проповедовать, а сам был переводчиком. Видя восточную стену алтаря, расписанную когда-то Иконами, теперь уже с сильно потемневшею живописью, я сказал, что наши церкви еще больше расписаны иконами, чем эта особенно чтимая, старая церковь Св. Георгия. Говорил я также, что люди видели на земле воплотившегося Бога, Его Пречистую Матерь и Его Святых. Естественно желание хранить воспоминание о них, как мы храним портреты и фотографии наших родных и дорогих нам людей. Во время богослужений мы стараемся обратить нашу мысль и наше сердце к Богу, мы освящаем наш слух священными молитвами и пением, наше обоняние - каждением, почему же нам не освящать также наше зрение священными изображениями? Митрополит Дионисий одобрительно отозвался о проповеди, когда я ему говорил, что у меня было некоторое сомнение в том, как будет принята такая проповедь, коль скоро в Сирийской Церкви нет иконопочитания. Вероятно, упадок иконопочитания здесь вызван и примитивностью обстановки, в которой людям приходилось жить, и слабо развитой живописью. Верится, что оно легко может быть восстановлено и войдет в жизнь при надлежащем подходе к делу с нашей стороны. Церкви их всегда строятся на восток и перед церковью, на запад, на дороге ставится большой крест или целая часовня с крестом. Читать дальше